Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
НовостройкиВторичнаяЗагороднаяКоммерческаяАренда

200 тысяч в обмен на рыбью жизнь

Яна Брызгалова29 января 2020 4 408
2023-02-22T07:40:12.715583+00:00
200 тысяч в обмен на рыбью жизнь
Помогут ли новые штрафы для застройщиков сохранить водные биоресурсы?

В конце 2019 года президент России Владимир Путин утвердил штрафы для застройщиков, которые вредят водным биоресурсам и не возмещают нанесенный ущерб. Теперь компания, испортившая водоемы и навредившая рыбам своим строительством или капитальным ремонтом, может получить штраф до 200 тысяч рублей. Но что значат эти деньги для застройщика? И поможет ли наказание защитить водоемы и их обитателей?

Вместо штрафа — сносить

В Свердловской области есть как минимум один яркий пример, когда дома у водоема сильно навредили водным биоресурсам, — Черноисточинский пруд в Нижнем Тагиле. Раньше вода из этого пруда была чистой, ее забирали для питья. Но затем на берегах появилось множество домов частного сектора: стоки оттуда потекли в водоем. Теперь пруд больше похож на болотце, а его полное восстановление оценивается в полмиллиарда рублей.

Эколог Андрей Волегов — главный защитник Черноисточинского пруда — уверен: для крупных предприятий штрафы — как слону дробина. 

«Если стройка или какое-то здание вредит водоему, надо не штраф накладывать на владельца, а добиваться сноса постройки или переноса площадки под строительство», — полагает Андрей. По его словам, это сложный путь, потому что люди могут бояться владельцев бизнеса или недвижимости: «В Екатеринбурге на улице Белинского есть высотка, стоит прямо на берегу Исети. И непонятно, вредит ли она как-то водоему. Но я слышал, что никто не хочет это даже выяснять, чтобы не связываться с собственником — крупным бизнесменом».

В городе есть и новые жилые комплексы, застройщики которых внимательно относятся к окружающей среде. По мнению Андрея Волегова, положительным примером можно легко назвать ЖК Clever Park. Он тоже стоит на берегу реки, но во время стройки прошла масса экспертиз, которые доказали: урона водным биоресурсам и воде нет. Правда, в конце 2018 года природоохранная прокуратура выяснила, что и Clever Park не был безгрешен: подрядчик строительства откачивал излишки воды из котлована и сливал их в Исеть, не имея на это разрешения. Кроме того, для строительства через реку перекинули временный технологический мост, отсыпав береговую линию: это сузило русло реки. В результате, когда на жилой комплекс обратили внимание надзорные органы, нарушения были устранены: сточные воды начали сливать в централизованную систему ливневой канализации, а временный мост было решено заменить более длинным, что позволило вернуть береговой линии первоначальный вид. Наказание за нарушения было мягким: замечания, выговоры и штраф в 10 тысяч рублей. 

Алгоритм действий для человека, который увидел, что стройка вредит водоему, довольно прост: нужно писать обращения в природоохранную прокуратуру и областное министерство природы, можно дополнительно привлечь Росприроднадзор. По вашему обращению проведут проверку, и, возможно, ситуация будет исправлена. 

Добывать ресурсы или сохранять природу? 

Урон, который строители наносят природе, может выражаться не только в банальном сбрасывании отходов в воду. По словам программного директора «Гринпис» в России Ивана Блокова, обычно все начинается с почвы, которая загрязняется нефтяными отходами. Тяжелая техника нарушает берега, а в воду могут попадать химические соединения со строительной площадки.

«Я считаю, что наказание — вещь правильная, но лучше делать само нарушение экономически невыгодным. Это вопрос даже не штрафа, но оценки нанесенного вреда. Согласитесь, было бы более справедливо для всех: нанесли ущерб — так оплатите его в полном объеме и, желательно, еще добавьте во сколько-то раз больше, чтобы неповадно было. И вот с этим у нас большим проблемы, потому что доказать ущерб довольно сложно, нормативная часть в этой области проработана не слишком хорошо. Например, я не очень могу себе представить, как можно посчитать ущерб, который был нанесен водному объекту, если не зафиксировано все, каждый шажочек. 

Сами по себе штрафы — лишь один из элементов работы в этой сфере, да и не самый главный. Гораздо важнее наладить нормальный контроль и надзор, прописать прозрачную и четкую нормативную базу и создать экономические стимулы, чтобы этой базе следовали», — полагает Иван.

Невыгодные нарушения — путь борьбы с экологическими преступлениями за рубежом. Там установлены предельные целевые показатели концентрации веществ в воде. Иван Блоков уверен: это более эффективная мера, чем российские жесткие нормативы предельно допустимых концентраций. 

«Так мы, с одной стороны, не мешаем промышленности, а с другой — называем четкие сроки и даты, к которым целевые показатели должны быть достигнуты. Мне кажется, это достаточно эффективный метод, по крайней мере в Швеции и Финляндии работают с этим вопросом именно так. В нашей стране контроль и охрана окружающей среды объединены с экономической эффективностью добычи ресурсов. Такое уродливое объединение больше практически нигде не существует, потому что оно функционально неправильно. И если у вас есть выбор: добывать ресурсы или сохранять природу, — что вы выберете в условиях российской реальности?»

Дробина для слона

Новые штрафы — лишь еще одна норма, немного усложняющая жизнь застройщикам, но не оказывающая серьезного влияния на стоимость жилья. По мнению руководителя аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаила Хорькова, размеры штрафов слишком незначительные, а практика применения не настолько массовая, чтобы квартиры поднялись в цене. 

Адвокат гражданского-правового направления бюро LOYS Кирилл Куватов считает, что главное для застройщиков в новых реалиях — устранять негативное влияние на окружающую среду: «Кроме того, если строительство, реконструкция или капитальный ремонт будут оказывать неблагоприятное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, то такую деятельность нужно обязательно согласовывать с Федеральным агентством по рыболовству. Предположить, как недобросовестные компании будут обходить запрет, пока сложно. Рассматривать дела о таких административных правонарушениях будет Федеральное агентство по рыболовству. Если же стройка повредит водным биоресурсам на особо охраняемых территориях или в их охранных зонах, за дело возьмется Федеральная служба по надзору в сфере природопользования».

Помогут ли новые штрафы оградить водные биоресурсы от негативных последствий стройки — большой вопрос. Остается только надеяться, что застройщики, которые уважают своих клиентов, позаботятся о жизнях рыб в ближайшем водоеме.

Подписывайтесь на Циан CRE в Telegram

#аренда#загородная недвижимость#коммерческая недвижимость#мнение#новостройка
арендазагородная недвижимостькоммерческая недвижимостьмнениеновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru