Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Новая жизнь старых зданий

Елена Корсунская24 июля 2019 13 484
2019-07-24T13:58:37.830000+00:00
Новая жизнь старых зданий
ЦИАН.Журнал уже писал о памятниках архитектуры в Санкт-Петербурге, которых город может лишиться, пока они ждут реконструкции. Но есть в Северной столице и удачные примеры приспособления исторических зданий под современные требования. В этом обзоре — лучшие из них.

Существует два подхода к историческим постройкам. Первый — вывести их из-под охраны и снести, освободив участок для нового строительства. Второй требует усилий и больших финансовых вложений — старое здание приспосабливается под новые реалии и другие функции, зато потом этот объект получает новое дыхание и украшает портфель любого девелопера.

Водонапорная башня

Водонапорная башня когда-то обеспечивала водой петербуржцев. Она была построена архитекторами Эрнестом Шуберским и Иваном Мерцем в 1861 году, но уже к началу ХХ века морально устарела и перестала использоваться по назначению.

Лишь спустя век, в 2002 году, петербургский Водоканал совместно с архитектурным бюро «Интерколумниум» провели масштабную реконструкцию башни — этот опыт стал одним из первых примеров адаптации старого здания к новым условиям.

Исторические интерьеры были сохранены, а пожарная лестница и второй лифт — вынесены в отдельную современную пристройку. По задумке авторов проекта, современная башня из стекла и металла символизирует устремленный вверх водный поток.

Внутри башни расположился музей «Вселенная воды» — выставочное пространство, посвященное воде и всему, что с ней связано. Это мультимедийный комплекс с несколькими постоянными экспозициями, экскурсионными и интерактивными программами.

«В Петербурге есть и объекты, которым хорошо бы дать второй шанс: охраняемые государством корпуса бывшей фабрики «Красное знамя», здание Левашовского хлебозавода, здание Конюшенного ведомства. В них допустимо сочетать выставочные, коммуникативные пространства, музейную составляющую — в том числе и с коммерческим использованием».

Антон Иванов,заместитель председателя совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

Среди наиболее ярких петербургских примеров приспособления исторических объектов к современной жизни и придания им новой функции эксперт выделяет Новую Голландию, газгольдер на Обводном канале и креативное пространство «Ткачи». 

Газгольдер на Обводном каналеПетербургские газгольдеры — красивые круглые сооружения из красного кирпича. В XIX веке они применялись для хранения и распределения газа, который использовался в тогдашней новинке — городских газовых фонарях. В Петербурге таких фонарей насчитывалось более 200.

В начале ХХ века появилось электричество — газовые фонари отступили в прошлое. Долгое время газгольдер на Обводном канале использовался в качестве мастерской и мотомагазина. Несколько лет назад его отремонтировали.

Осенью 2017 года в нем открылся планетарий с 37-метровым куполом. Тут работают музей, лекторий, обсерватория и мультимедийный комплекс с большим изогнутым экраном, на который выводят изображение десятки проекторов, связанных в единую систему. В планетарии транслируются фильмы о Вселенной, а городские физики, астрономы, журналисты, дизайнеры, урбанисты и искусствоведы читают лекции.

Здание прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова

Еще одно эффектное здание из красного кирпича на Обводном канале — бывшая прядильно-ткацкая фабрика. Она появилась в XIX веке, а потом не раз переделывалась, расширялась, рядом пристраивались флигели, в том числе жилые. С 2001 года главный прядильный корпус взят под охрану как вновь выявленный объект культурного наследия.

В 2010 году здание было реконструировано — в нем открылось одно из первых в Петербурге креативных пространств «Ткачи». На сегодняшний день это самый большой креативный лофт в городе, он совмещает бизнес-центр, торговый центр и выставочное пространство.

Пространство включает дизайн-студии, обучающие школы, экомаркет, креативные магазины, здесь проводятся выставки, фестивали искусств, спортивные и музыкальные мероприятия, конференции, лекции и встречи по интересам.

«Ткачи» — один из самых известных городских лофт-пространств, но далеко не единственное. Тремя годами ранее открылся лофт-проект «Этажи» на территории Смольнинского хлебозавода. Другой пример приспособления промышленного помещения — Музей стрит-арта на территории действующего Завода слоистых пластиков.

«Помещение реконструировалось с 2006 по 2012 годы. Это потребовало огромных инвестиций: фактически было построено новое современное здание. Прежним остался внешний фасад, винтовая лестница внутри «Ткачей» и ограда — эти три объекта охраняются Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры». 

Вадим Гнатченко,старший администратор бизнес-центра «Креативное пространство «Ткачи»

В 2014 году у здания поменялся собственник, а вместе с ним и вся команда. «К моменту нашего прихода бизнес-центр был заполнен на 70–80%. На протяжении последних двух-трех лет этот показатель равен 100%», — уточняет Вадим Гнатченко.

Новая Голландия

Новая Голландия — пример приспособления целого ансамбля памятников промышленной архитектуры — складских судостроительных построек XVIII века, расположенных на острове.

Этот участок был отделен от суши рукотворными каналами еще при Петре I — по ним было удобно переправлять построенные корабли. Позднее на острове возвели еще несколько зданий, часть из них к настоящему моменту утрачена. Первые проекты по превращению Новой Голландии в культурное пространство относятся к 1970-м.

За это время было придумано много разных идей по реконструкции острова, в том числе и знаменитый проект бюро Нормана Фостера. Впрочем, он так и не был воплощен из-за дороговизны, к тому же нарушал охранное законодательство.

Реконструкцию начали только в 2010 году, а первые гости оценили культурно-развлекательные программы в летнем парке уже в 2011 году. 

Первый этап реставрации завершился в 2016 году — с тех пор Новая Голландия работает круглогодично. В ней обустроены площадки для детей и взрослых, зоны отдыха, сцена, пляж, открыты музейные здания, рестораны и кафе, выставочный павильон.

Фрунзенский универмаг

Этот памятник конструктивизма и сталинского ампира, построенный в 1938 году, много лет служил площадкой для магазинов и точек общепита на юге города. Он был закрыт после сильного пожара в 1988 году, и с тех пор к полноценной жизни так и не вернулся.

Не помогал ни уникальный вид, ни близость метро: здание переходило от инвестора к инвестору, но одних не устраивало внутреннее наполнение, не позволяющее сделать там торговый центр, другие не могли организовать подземную парковку из-за сложных геологических условий под зданием.

В конце 2000-х «Фрунзенский» и вовсе собирались снести, но градозащитникам удалось его отстоять.

В 2015 году в бывшем универмаге открылся бизнес-центр класса А. При ремонте девелопер вернул торжественному каменному фасаду «Фрунзенского» исторический темно-серый цвет, применив при окрашивании ту же технологию, которая использовалась в 1930-е годы.


Фото:  Yair Aronshtam/flickr.com, Alex 'Florstein' Fedorov/ru.wikipedia.org, группа «Планетарий № 1» во «ВКонтакте» (vk.com/planetarium1), Peterburg23/ru.wikipedia.org, сообщество «Креативное пространство ТКАЧИ» во «ВКонтакте» (vk.com/tkachispace), сообщество «Новая Голландия» во «ВКонтакте» (vk.com/newhollandsp), Екатерина Борисова/ru.wikipedia.org.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#архитектура#редевелопмент
городархитектураредевелопмент
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru